Национальный инклюзивный договор

ОАО «Российские железные дороги»

Общее заявление

Одной из основных транспортных артерий в России является железная дорога. ОАО «РЖД» соединяя города, поселки, регионы помогает встретиться близким людям, отправиться в путешествие за новыми эмоциями и вдохновением, подтянуть здоровье в уникальных природных территориях, посетить талантливого доктора или каждый день ездить на работу.

Одним словом, железнодорожный транспорт – ключевой фактор, позволяющий включиться во все сферы жизни общества абсолютно всем людям вне зависимости от наличия инвалидности, национальности, пола или возраста, поэтому для компании так важна инклюзия.

С другой стороны создание инклюзивной среды на железнодорожном транспорте необходимо, потому что меняет отношение наших сотрудников к разным людям, позволяет устранить неосознанные предубеждения и видеть в пассажире личность, а не концентрироваться на инвалидности или других особенностях человека. 

Доступный транспорт – важный шаг на пути создания инклюзивного общества. ОАО «РЖД» стремиться создавать на железнодорожном транспорте доступную и доброжелательную среду для всех пассажиров.


Инклюзивная деятельность

Принцип участия в принятии решений людей с инвалидностью «ничего для нас без нас» реализуется в рамках постоянно действующей рабочей группы ОАО «РЖД» по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для маломобильных пассажиров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ). 

Ключевые реализуемые компанией инициативы сосредоточены на основных этапах клиентского пути пассажиров. Планировать поездки поможет информация, размещенная в разделе «Маломобильным пассажирам» корпоративного сайта ОАО «РЖД». 

ОАО «РЖД» первая транспортная компания, которая проводит работу по интеграции своих информационных систем с государственными. Это позволяет получать сведения, необходимые для оформления льготных билетов и предоставления скидок. 

Компания работает над созданием высокого уровня сервиса, создан и успешно работает Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» – единственный в своем роде проект, полигон которого охватывает всю территорию России. Маломобильные пассажиры имеют возможность заблаговременно сообщить о своей поездке и необходимых услугах, оформить заявку. Пассажира, оформившего заявку, встретят на вокзале, предоставят парковочное место, сопроводят по основным функциональным зонам, окажут помощь при получении предоставляемых услуг, при посадке-высадке в поезд и перемещении багажа. При необходимости предоставят кресло-коляску или носилки. 

Основной ресурс наших изменений – это люди. Мы формируем современную корпоративную культуру обслуживания маломобильных пассажиров и обучаем персонал навыкам оказания помощи, так как уверенность в надежной поддержке – залог спокойной и приятной поездки. Обучение или инструктирование прошли около 48 тысяч работников. 

Проводится системная работа по повышению уровня доступности вокзалов, остановочных пунктов, вагонов, поездов и предоставляемых на них услуг, проведено их обследование и паспортизация. Определены необходимые меры для обеспечения доступности для всех категорий инвалидов, сформирована дорожная карта - план мероприятий.


Намерения

Развитие сервисов Центр содействия мобильности ОАО «РЖД»:
  • предоставление услуг сопровождения и оказания помощи на 10 000 вокзалах и остановочных пунктах;
  • реализация пилотных проектов пункта помощи Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» на Казанском вокзале и зоны ожидания для маломобильных пассажиров на вокзале Восточный;
  • внедрение фирменного стиля, который будет узнаваем, в дальнейшем это позволит маломобильному пассажиру легко сориентироваться и определить куда следует обратиться за помощью в путешествии. 
Развитие доступности информации:
  • наполнение контента «Карта доступности вокзалов» на сайте www.rzd.ru информацией о функциональных зонах вокзалов для маломобильных пассажиров с фотографиями и необходимыми пояснениями;
  • видеоконсультация на русском-жестовом языке на сайте. Оператор, говорящий на одном языке с глухим пассажиром, поможет подобрать удобный поезд, купить билет, оформить заявку на оказание помощи, ответит на все интересующие вопросы;
  • реализация базовой поддержки функций озвучивания экрана для возможности использования интернет-ресурсов компании инвалидами по зрению;
  • размещение на вокзалах справочных видеотерминалов, поддерживающих технологию обслуживания на русском жестовом языке.
Повышение количества цифровых услуг: возможность для инвалидов, имеющих право бесплатного проезда в пригородном сообщении, оформить билеты без предъявления бумажного документа и воспользоваться мобильным приложением «РЖД Пассажирам».
Развитие туристических маршрутов, доступных для маломобильных пассажиров: включение в составы туристических поездов вагонов для проезда пассажиров из числа инвалидов.
Обучение персонала: обучение фронт-лайн персонала особенностям обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте.

Сроки реализации проекта: 2022 г.
География реализации: 77 субъектов Российской Федерации