Национальный инклюзивный договор

ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"

Образование
Национальный инклюзивный договор

1. О компании
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет».

2. Намерения
  • Создание или адаптация сайта для слабовидящих и/или других цифровых сервисов
  • Обеспечение бесперебойной работы сервиса адаптации сайта для слабовидящих
обучающихся -1 ед.
  • Создание или адаптация физического пространства
  • Улучшение условий доступности корпусов Университета для всех категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата). - 7 корпусов , 5 общежитий.
  • Совершенствование безбарьерной среды в корпусе Института международных отношений ПГУ (литер Ж):
  • информационное табло «график работы учреждения» для размещения на входе в учреждение (с плоско-выпуклыми шрифтами и текстом, дублированным шрифтом Брайля) - 4 ед.
  • тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях - 60 ед.
  • специальные парковочные места для людей с ОВЗ и инвалидность - 2 ед.
  • беспроводная система вызова помощника - 2 ед.
  • информационный терминал со встроенной информационной индукционной петлей - 4 ед.
  • мнемосхема (тактильное рельефное табло направлений перемещения инвалидов по зданию с информацией о помещениях, дублированная шрифтом Брайля) - 3 ед.
  • установлен информационно-тактильный высококонтрастный знак «Название кабинета» с надписями, дублированными рельефным шрифтом Брайля- 30 ед.
  • контрастные полосы на ступени на самоклеющейся основе - 6 ед.
  • информационные рельефные знаки (пиктограммы) - 30 ед.
  • втономно-мобильное подъемно-транспортное средство перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам (лестничный подъемник) - 1 ед.
  • оборудованные туалетные комнаты - 3 ед.
  • Созание специальных универсальных рабочих мест для студентов с ОВЗ и инвалидностью со специальным ПО для слабовидящих и слабослышащих, направленным на визуализацию и озвучивание рабочего процесса, стол рабочий специализированный для инвалидов-колясочников, адаптированная клавиатура, стационарный видеоувеличитель для просмотра и чтения изображений и чтения, стационарная индукционная система для лиц с ограничениями по слуху - 2 ед.

Адаптация или запуск услуг для людей с инвалидностью

  • Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - 1 ед. (по запросу)

  • Консультативная помощь обучающихся с особыми потребностями по социальным проблемам, социальной защите, социальной помощи и т.д. - 12 за прошлый год (по запросу)

  • Проведение профориентационной работы с обучающимися-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в целях развития профессиональной ориентации - 34 за прошлый год (по запросу)
  • Профориентационное информирование и консультирование потенциальных абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ и их родителей - 24 в текущем году (по запросу)

  • Совершенствование условий для оказания услуг в сфере образования, предоставляемых с использованием русского жестового языка, допуском сурдопереводчика, тифло-сурдопереводчика; поддержание условий для оказания услуг в сфере образования, предоставляемых с сопровождением тьютора - 4 договора.

  • Консультативная помощь и информирование НПР и иных сотрудников вуза по возникающим вопросам об организации образовательного процесса обучающихся с особыми потребностями и о современных тенденциях развития инклюзивной культуры и инклюзивного образования - 42 консультации за прошлый год (по запросу)

  • Реализация услуг психолого-педагогического сопровождения и наставничества для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ за прошлый год 36 (по запросу)

Разработка, внедрение и реализация модулей:

  • дисциплина «Ассистивные технологии в социальной работе» - 1 ед.

  • даптивный курс по физической культуре и спорту для инвалидов и лиц с ОВЗ -1 ед.

  • все рабочие программы дисциплин Университета дополнены разделом «обеспеченность образовательной программы средствами для инклюзивного обучения»;
  • все рабочие программы дисциплин Университета и дисциплин, ориентированных на проблемы инклюзивного образования, в рамках основных образовательных программ:
  • дисциплина «Основы инклюзивного взаимодействия» (для обучающихся 1 курса) - 40 ед.
  • дисциплина «Технологии инклюзивного образования» (все обучающиеся 3 курса по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - 8 ед.
  • дисциплина «Основы инклюзивного образования» -1 ед.

Производство или адаптация продукции для людей с инвалидностью

  • Адаптация учебных пособий для обучающихся с нарушением зрения (средствами тифлокомментирования)-1 ед.
  • Адаптация учебных пособий для обучающихся с нарушением слуха
(средствами сурдоперевода)-1 ед.

Создание или адаптация специального поддерживающего сервиса

  • Обеспечение электронной информационно-образовательной среды Университета (ЭИОС ПГУ) бесперебойной работой сервиса адаптации сайта для слабовидящих обучающихся -1 ед.

Трудоустройство людей с инвалидностью сверх требований законодательства/стажировки студентам и выпускникам университетов и/или колледжей по их специальностям;
  • Реализация программы содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» на 2021-2025 гг. -1 ед.
  • Трудоустройство обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью в Университете -3 чел.
  • Организация проведения занятий (дисциплин, профессиональных модулей) с привлечением представителей из числа работодателей -15 ед. Весь период.
  • Формирование каталога профоринтационных программ Университета для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ («Калейдоскоп профессий – выбираем грамотно»)- 1 ед.
  • Реализация проекта «Дни карьеры – профориентационные выставки проектов успешного трудоустройства людей с ОВЗ и инвалидностью- 1 ед.

Расширение географии или охвата текущей инклюзивной деятельности;
  • Функционирование психолого-педагогического консилиума по работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью – эффективная площадка для профессионального диалога -1 ед. 4 раза в год
  • Разработка и внедрение дополнительных профессиональных программ, ориентированных на формирование и развитие инклюзивной культуры и инклюзивного образования для разных групп слушателей: учителя, тьюторы, преподаватели, воспитатели и т.д. -2 ед. (по запросу)
  • Организация программы профессиональных стажировок/прохождение практики, ориентированных на развитие инклюзивной культуры и инклюзивного образования, в ресурсном центре инклюзивного образования ПГУ -2 ед. (по запросу)
  • Организация и проведение всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и др., направленных на развитие инклюзивной культуры и инклюзивного образования на территории РФ и за рубежом - 2 ед.

Информационная поддержка развития инклюзии в стране
  • Публикации на сайте, социальных сетях Университета и в СМИ информации о развитии инклюзивного образования и инклюзивных событиях - На постоянной основе.

Проведение мероприятия/ряда мероприятий для развития инклюзии и для людей с инвалидностью.
  • Проведение анкетирования среди обучающихся с особыми потребностями - Ежегодно.
  • Разработка информационных социальных материалов (презентации, видео, буклеты, брошюры и т.д.) о людях с особыми потребностями: день права: информационный буклет о правах инвалидов «За равные возможности; презентация об известных людях с особыми потребностями, их достижениях и т.д.; информационная презентация «Как помочь людям с особыми потребностями?» -5 ед.
  • Проведение профориентационных консультаций и мастер-класса «Техники организации времени» -1 раз в год.
  • Проведение конкурса «Инклюзивные практики-ПГУ -1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого дню белой трости -1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого международному дню слепых - 1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого международному дню инвалидов -1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого дню прав человека - 1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого международному дню человека с синдромом Дауна-1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого международному дню распространения информации об аутизме - 1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого международному дню собак-поводырей -1 раз в год.
  • Подготовка и организация мероприятия, посвящённого международному дню борьбы за права инвалидов -1 раз в год.
  • Подготовка и организация конкурса «Моя история успеха» - 1 раз в год.
  • Показ фильма «Хорошие дети не плачут», посвящённый Всемирному дню борьбы против раковых заболеваний - 1 раз в год.
  • Подготовка и организация круглого стола «Состояние и перспективы развития инклюзивного туризма в России» - 1 раз в год.
  • Подготовка и организация круглого стола на тему «Все преграды мы пройдем с тобой» - 1 раз в год.
  • Подготовка и организация беседы-обсуждения «О социальных правах людей с ограниченными возможностями» -1 раз в год.
  • Подготовка и организация конкурса постеров «Все мы разные, все мы равные» - 1 раз в год.
  • Подготовка и организация мастер-класса по живописи - 1 раз в год.
  • В начале каждого учебного года составляется план мероприятий по развитию и совершенствованию инклюзивной культуры Институтов и Высших школ ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» - Ежегодно свыше 50 мероприятий.

Инфраструктурные проекты, направленные на развитие инклюзии и помощь людям с инвалидностью.
Совершенствование доступной среды ПГУ. Приобретение технических средств для развития физического компонента инклюзивного пространства - 1 ед..

3. Сроки реализации намерений: 2023-2025 гг.

4. География реализации: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9