Сегодня инвалиды-выпускники образовательных организаций высшего образования (далее - вузов) без опыта работы находятся в непростой ситуации и сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, что приводит к необходимости расширения на рынке труда возможностей для устройства на работу людей с инвалидностью и их продвижения по карьерной лестнице, а также оказания им помощи в получении образования, поиске, приеме на работу, сохранении и возобновлении работы.
Проектный офис РУМЦ Минобрнауки России функционирует на базе Института социальных проектов и цифровых технологий (далее - Институт), являющегося структурной единицей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет пищевых производств» (далее - ФГБОУ ВО «МГУПП» ).
Координацию вопросов повышения доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ на уровне Министерства науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет Департамент координации деятельности образовательных организаций.
Ключевые задачи деятельности Института:
- осуществление взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в части подготовки проектов законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию проектов в Российской Федерации, направленных на обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в вузах;
- реализация мониторинговой и аналитической деятельности по вопросам профориентации, приема, обучения и содействия трудоустройству для поступающих лиц и обучающихся с нарушениями здоровья;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере социальных проектов в области образования, в том числе с использованием цифровых технологий;
- организация и проведение мероприятий по апробации и разработка сценариев внедрения цифровых технологий и продуктов в образовательном процессе;
- популяризация знаний в сфере инклюзивного высшего образования через информационные, печатные и иные ресурсы.
В задачи Института входит информационная, организационная и координационная поддержка федерального проекта сети РУМЦ с целью развития условий для инвалидов при получении ими высшего образования и содействия им в последующем трудоустройстве.
Инклюзивная деятельность
Проектный офис Минобрнауки России по сети РУМЦ осуществляет консультационное сопровождение вузов в реализации мероприятий по межведомственным планам и государственным программам по вопросам развития инклюзивного высшего образования и обеспечивает организационное сопровождение стратегических и проектных сессий по вопросам инклюзивного высшего образования.
РУМЦ были созданы в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» на базе 21 федерального вуза Российской Федерации. В их числе 13 вузов, подведомственных Минобрнауки России, 3 вуза Минпросвещения России, 5 отраслевых вузов - Минспорта России, Минкультуры России, Минздрава России, Минтранспорта России, Минсельхоза России.
21 РУМЦ объединяет вокруг себя 583 вуза России, взаимодействующих в формате партнёрских соглашений. Основные задачи вузов РУМЦ и/или вузов-партнеров:
- формирование системы комплексного сопровождения человека с инвалидностью на всей его образовательной траектории -через профориентацию, индивидуальный подход при обучении, содействии трудоустройству;
- трансляция положительного опыта реабилитационного потенциала высшего образования для человека с инвалидностью;
- продвижение роли вузов для людей с инвалидностью в региональной системе инклюзивного профессионального образования.
Проектный офис Минобрнауки России по сети РУМЦ выполняет информационно-методическую поддержку Портала инклюзивного высшего образования инклюзивноеобразование.рф. Институт открыт к информационному сотрудничеству в интернет-группах проекта: vk.
Намерения
- Развитие условий, позволяющих обучающимся вузов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в период обучения получить возможность ранней профессиональной адаптации при прохождении практической подготовки в организациях-работодателях;
- Создание условий для реализации инклюзивной модели образования в вузах, что даст возможность для качественной теоретической и практической подготовки, благоприятной социальной адаптации и развития способности оптимально применять знания и навыки, полученные по результатам образовательного процесса, с учетом нозологии (заболевания) студента;
- Реализация цикла мероприятий, направленных на совершенствование деятельности вузовских центров (подразделений) по содействию трудоустройству и сопровождению выпускников с инвалидностью.
«Инклюзивный подход в высшем образовании вызван социальным заказом общества и государства. Основной критерий эффективности включающего образования - максимальная социализация людей с инвалидностью и ОВЗ, а в дальнейшем - их профессиональная адаптация и обеспечение возможности самореализации на протяжении жизни наравне с остальными гражданами».
Альбина Ахатовна Бикбулатова,
Руководитель Проектного офиса РУМЦ Минобрнауки России,
проректор по учебно-воспитательной работе ФГБОУ ВО «МГУПП»