Национальный инклюзивный договор

РСОО ХМАО-Югры "Федерация хоккея"

Спорт
Общее заявление от СЕО компании

История включения нашей организации в работу по созданию инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья началась в 2021 году, на тот момент мы развивали хоккей, на территории Ханты- Мансийского автономного округа, исключительно для детей с ментальными нарушениями, с целью сделать хоккей не только доступным видом адаптивного спорта, но и внести посредством занятий хоккеем вклад в положительные психофизические изменения в общем состоянии детей с ограниченными возможностями, имеющими ментальные нарушения. К нам пришел Герман, нормотипичный ребенок 11 лет, который занимался футболом, дзюдо, но так себя и не нашел. Он всегда хотел приобщиться к миру хоккея, но в спортивную команду его не приняли, постигать азы хоккея дети начинают с 4 лет, кто-то приходит в секцию в 7-8 лет. Оптимальный возраст, по мнению российских и зарубежных специалистов, для начала занятий хоккеем - 5 лет. Именно с Германа началась история зарождения инклюзивного хоккея в городе Нефтеюганске. Мы приняли ребенка в секцию, где занимались особенные дети. Далее оказалось, что детей без ограничений здоровья, желающих заниматься хоккеем не для спорта и высших достижений, а для физической пользы и эмоционального удовлетворения желаний, много. Так началась активная работа по созданию инклюзивной среды в мире хоккея заинтересованного сообщества: СО НКО, муниципалитет, департамент здравоохранения, департамент образования, департамент физической культуры и спорта, благотворительные фонды, малый и средний бизнес, депутаты ХМАО-Югры, родительское сообщество, волонтеры- каждый внес свой личный вклад в создание условий в рамках практики.

Практика «Инклюзивный хоккей» создает новое инклюзивное пространство возможностей для физического и интеллектуального развития детей, посредством занятий хоккеем. Так же, как и в обычном хоккее, занятия проходят на ледовой площадке, в спортивном зале, с использованием клюшки и шайбы, только состав команды - это дети с ОВЗ и спортсмены без ограничений здоровья, которые являются настоящей командой, поддерживают друг друга и вместе идут к одной общей цели- победе!

Это история о том, насколько важна среда, в которой вопреки всему можно быть на равных.

Поддерживая идею федерального проекта «Открыто для всех», Федерация является действующим практиком, запустившая процесс реального включения людей с ОВЗ и инвалидностью в активную общественную жизнь посредством организации регулярных занятий хоккеем в рамках физкультурно- оздоровительной программы «Равные возможности», адаптированной для детей с ОВЗ, одобренной Клиническим врачебно-физкультурным диспансером в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в городе Нефтеюганск. Мы ставим знак равенства– как знак качества дополнительного образования для всех детей, независимо от особенностей здоровья. Дети разные- возможности равны, в инклюзивном пространстве нет лишних. Нет объектов. Все, кто находятся внутри него - субъекты и целевая аудитория одновременно.

Инклюзивная деятельность

1. С 2021 года открыта в регионе секция по инклюзивному хоккею для детей и подростков без ограничений здоровья и с ОВЗ, имеющими диагноз:
-задержка психического развития (ЗПР);
-расстройства аутистического спектра (РАС);
-тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

2. Разработана физкультурно-оздоровительная программа «Равные возможности» в сотрудничестве с врачом- психиатром и спортивным врачом, адаптированная для детей с ОВЗ.

3. Развитию муниципальной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями благодаря взаимодействию с Членами рабочей группы Координационного совета.

4. Отработана схема построения тренировочных занятий на ледовой площадке, занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью один академический час. Проведено более 200 тренировочных занятий на ледовой площадке в инклюзивной среде.

5. Отработана схема построения регулярных тренировочных занятий по дисциплине хоккей в спортивном зале, с разделением на две зоны: зона ОФП и бросковая зона с синтетическим льдом, занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью один академический час. Проведено более 300 занятий ОФП, АФК, ЛФК в спортивном зале и на свежем воздухе.

6. Проводятся спортивно-массовые мероприятия по дисциплине хоккей для инклюзивных команд: товарищеские матчи, турниры, веселые старты.

7. Все специалисты центра: тренера, судья, руководитель команды, волонтеры, инструктор-методист по ЛФК и АФК проходят специальное обучение и регулярно повышают свою квалификацию.

8. Создан отряд добровольцев «Волонтеры адаптивного хоккея», численность отряда за 2 года увеличилась в 10 раз, разработана программа развития и положение отряда. Включение граждан от 10 до 70 лет в работу по созданию инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

9. Отработана модель регулярного взаимодействия с родительским сообществом, проводятся общие собрания с приглашением специалистов, анонимные онлайн-опросы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся в Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской области и Курганской области.

10. Отработана методика сохранения качества дополнительного образования для всех детей, создана схема перехода воспитанников в группы по достижению результатов, заданная высота достижений, способствует росту и развитию в дополнительном образовании, отсутствие же ее- порождает стагнацию в развитии.

11. Создана среда заинтересованного сообщества по внедрению инклюзии в образовательном пространстве. Проводятся личные встречи и онлайн- встречи с экспертами в области инклюзии из четырех ближайших регионов Российской Федерации. В мероприятиях принимают участие: муниципалитет, департамент здравоохранения, департамент образования, департамент физической культуры и спорта, благотворительные фонды, малый и средний бизнес, депутаты ХМАО-Югры, родительское сообщество, волонтеры, а также спикеры из образовательных организаций разных форм собственности и уровня, а так же представители некоммерческих организаций и представители родительской общественности Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинской области и Курганской области.

12. Проводятся творческие мероприятия для хоккейного сообщества (дети, родители, волонтеры). Уроки хореографии по современным танцам, празднично-развлекательные мероприятия, квесты, игры, конкурсы- для формирования позитивных интересов и воспитания моральных качеств.

Намерения

Подписывая национальный инклюзивный договор, мы готовы ресурсно войти в сообщество заинтересованных профессионалов по созданию инклюзивной среды, для обмена опытом, поддержки, принятия совместных решений и организации совместных мероприятий, направленных на создание тренда на инклюзивное дополнительное образование на территории Российской Федерации.

1. Масштабировать успешно развивающуюся практику «Инклюзивный хоккей» на территории городов Ханты-Мансийского автономного округа и других регионах Российской Федерации, включая новые регионы: Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР), Запорожская и Херсонская области, будут разработаны онлайн курсы, а также рассмотрена возможность проведения очных образовательных модулей, с организацией временного переезда тренеров, руководителей- практиков.

2. Продолжить организацию публичных и информационно-просветительских мероприятий, дискуссий по инклюзивной среде с привлечением бизнеса, НКО, представителей профильных министерств.

3. Осуществлять открытое взаимодействие с бизнесом, информировать бизнес-партнеров об существующих преимуществах оказания финансовой и нефинансовой помощи СОНКО.

4. Оказывать консультационную и экспертную поддержку организациям, заинтересованным в проведении исследований в области инклюзии, в том числе о создании дружественной среды между сотрудниками, родительским сообществом детей с инвалидностью и без, волонтерами, юными хоккеистами.

5. Совместно разработать медиа сетку, с широким охватом информационных кейсов, для привлечения внимания общественности к существующим инклюзивным практикам, как к инструментам для решения их собственных задач.

6. Осуществлять совместные исследовательские проекты с другими организациями для продвижения работы в инклюзивной парадигме.

7. Принимать участие в обсуждении возможных мер поддержки организациям, работающим в инклюзивной сфере.

8. Осуществлять коллаборации с организациями из разных сфер деятельности, для организации различных совместных мероприятий: образовательных, просветительских, творческих, спортивных, развлекательных, направленных на улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки реализации проекта:
2023- 2024 год.

География реализации:
Российская Федерация