ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет” (далее - Университет), в лице Ректора Гулякова Александра Дмитриевича, д.ю.н., профессора, подтверждает свое намерение развивать положения и принципы Национального Инклюзивного договора, реализуя соответствующие подходы и практики в рамках своей основной деятельности в соответствии со стратегией устойчивого развития и социальной миссией. Подписывая Национальный инклюзивный договор, Университет заявляет о своей готовности оказывать содействие каждому человеку в реализации собственного карьерного потенциала вне зависимости от возраста, социального статуса, физических, ментальных или сенсорных возможностей.
Понимая важность развития комфортной, равноправной и безопасной среды, Университет стремится к созданию лучшего качества жизни через инновационные технологии, подходы и партнерства, предполагающие новые возможности для равного участия в жизни общества, экономических процессах и самореализации. Университет планирует продолжать разрабатывать, внедрять и популяризировать инновационные решения в сфере образования, а также обращать внимание на проблемы социально незащищенных категорий граждан путем реализации социальных проектов и партнерств, коммуникационных кампаний и практик, вдохновляющих на системные изменения в обществе.
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» признает важность соблюдения принципов многообразия и инклюзивности, которые закреплены в специальной Политике университета. Мы уверены, что многообразие и инклюзивность – значимые факторы достижения долгосрочных целей развития ПГУ. Поэтому университет и дальше будет ориентирован на поддержку и развитие культуры многообразия и инклюзивности на всех организационных уровнях с целью создания среды, свободной от любых предубеждений и открытой для беспрепятственного обмена идеями.
2. Инклюзивная деятельность
1. Выявили, обобщили и систематизировали наиболее перспективные российские и зарубежные инновации и разработки в сфере инклюзивного образования.
2. Продолжаем всесторонне адаптировать пространственную и социальную среду организаций высшего образования.
3. Успешно реализуем индивидуальные образовательные траектории обучающихся инвалидов.
4. Постоянно наращиваем кадровое и информационное обеспечение условий для повышения значений показателей доступности объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Внедряем сетевую форму реализации образовательных программ повышения квалификации для специалистов, реализующих инклюзивное образование.
6. Сформировали особую среду для полноценного включения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в жизнь студенческого коллектива. В рамках данного направления у нас ведётся работа волонтерских команд студентов и преподавателей, помогающих инвалидам в ежедневном быту, что является особенностью деятельности нашего вуза в области образовательной поддержки инвалидов.
3. Намерения
1) Содействие процессу адаптации сайтов и других цифровых сервисов для людей различных нозологических категорий в соответствии с ГОСТ;
2) Развитие системы инклюзивного обучения и трудоустройства: создание системы для помощи людям с особенными потребностями в получении новой профессии и инклюзивного трудоустройства;
3) Адаптация образовательных услуг(программа обучения, акселератор или иная услуга для людей с инвалидностью);
4) Организация мероприятий и проектов, направленных на развитие инклюзивных подходов и помощи социально уязвимым категориям граждан.
5) Внедрение партнерских решений для развития благотворительности.
6) Адаптация специального поддерживающего сервиса, чтобы предоставить возможность людям с инвалидностью пользоваться услугами (дополнительное сопровождение и помощь);
7) Создание необходимых условий труда для людей с инвалидностью сверх требований законодательства, а также условий для стажировки студентам и выпускникам университетов колледжей по их специальностям. Планируем принять на стажировку не менее
15 выпускников с ОВЗ;
8) Расширение географии текущей инклюзивной деятельности на 5 субъектов Российской Федерации.
9) Информационная поддержка развития инклюзии в стране (размещение информационных материалов, контента по вопросам инклюзии на сайте университета, в социальных сетях и средствах массовой информации);
10) Проведение ряда мероприятий для развития инклюзии (марафоны, форумы, прямые эфиры и т.д.);
11) Реализация не менее двух собственных инклюзивных социальных проектов, направленных на развитие инклюзии и помощи людям с инвалидностью;
12) Инклюзивное волонтерство внутри или вне Университета (пример: повестка регионального волонтёрского Центра «Абилимпикс - ПГУ» Пензенской области);
13) Проведение специальных обучающих мероприятий в формате вебинаров и очных образовательных сессий по тематике многообразия и инклюзивности среди работодателей, волонтеров, партнеров Университета по реализации социально значимых и иных проектов в рамках инклюзивной политики.
4. Сроки реализации проекта: 2023-2025 года
5. География реализации: Пензенская и Нижегородская области