«Разрабатываемые в рамках нашей деятельности инновационные решения направлены на повышение качества жизни людей, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья. В цифровых инструментах РЖД уже реализован ряд функций, направленных на формирование безбарьерной среды. Еще большее их внедрение – в наших ближайших планах. Кроме того, следуя инклюзивным ценностям, мы создаем рабочие места для людей с особенностями здоровья, формируем корпоративную среду, в которой каждый сотрудник может быть собой, проявлять свои способности и пользоваться карьерными возможностями. Закономерным этапом нашей работы стало присоединение к проекту «Открыто для всех». А.А. Мискарян, генеральный директор ООО «РЖД-Технологии».
Для ООО «РЖД-Технологии» (далее – Общество) важно формирование инклюзивной культуры как внутри компаний субхолдинга ООО «РЖД-Технологии», так и в Обществе, что позволяет масштабировать усилия государства и бизнеса по созданию новых подходов и практик, продвигающие равные возможности граждан. ООО «РЖД-Технологии» введет ряд целевых программ направленных на привлечение на работу сотрудников, в том числе и студентов. Общество создает инновационные решения и сервисы для повышения качества жизни людей. Общество убеждено, что в рамках партнерства, подходы и решения получат новое развитие на уровне всего общества.
Субхолдинг ООО «РЖД-Технологии» (далее – Субхолдинг) поддерживает продвижение инклюзивных ценностей. Внедрение инклюзивных ценностей позволяет создавать здоровую рабочую среду и корпоративную культуру, при которых каждый сотрудник мог бы эффективно и комфортно трудиться. Общество стремится создавать возможности профессионального развития и карьерного продвижения для каждого работника, основываясь исключительно на профессиональных качествах, независимых от особенностей физического здоровья.
На сегодня в субхолдинге ООО «РЖД-Технологии» трудоустроено 43 работника с инвалидностью. Общество стремится закрепить еще больше рабочих мест для работников с особенностями физического здоровья.
В дальнейшем Общество планирует представлять цифровой субхолдинг ООО «РЖД-Технологии» на специализированных ярмарках вакансий, организовывать участие первых лиц в форумах и конференциях, посвящённых инклюзии, и привлекать больше профессионалов своего дела, независимо от того, являются они инклюзивными или нет. Перед Обществом стоит задача – создать такую корпоративную среду, в которой каждый может быть собой и максимально проявлять свои способности.
Инклюзивная деятельность:
1. Для реализация предпрофессионального образования обучающихся ИТ классов ГБОУ Школы № 1448, формирование предпрофессиональных умений, обеспечения осознанного выбора профессии и формирования траектории дальнейшего обучения в вузе, был заключен договор о некоммерческом сотрудничестве в реализации образовательной деятельности и формировании современной высокотехнологичной образовательной среды в проекте « ИТ-класс в московской школе»
2. Для реализации совместных программ в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности, направленных на совершенствование образовательных программ и обеспечение инновационной поддержки образовательного процесса, организации проведения учебной, производственной, в том числе преддипломной практики и других видов практик, стажировок, содействия занятости и трудоустройству обучающихся и выпускников Образовательной организации, сотрудничества в проведении и реализации программ дополнительной профессиональной переподготовки в рамках проекта «Цифровые кафедры», сотрудничества в проведении и реализации основных образовательных программ в области ИТ-технологий, сотрудничества в проведении и реализации мастер-классов и экспертизы магистерских программ IT-магистратур, участии в реализации проекта «Передовая инженерная школа МАИ» и т.д., было заключено соглашение о сотрудничестве ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт».
3. Одной из компаний Субхолдинга ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения», совместно с ОАО «РЖД», в рамках работы портала для приобретения билетов ticket.rzd.ru, были реализованы возможности работы с личным кабинетом с помощью графического интерфейса, адаптированного для людей с нарушением зрения в рамках приведения дизайна страниц в соответствие с требованиями доступности интернет-ресурсов для людей с инвалидностью.
Также была произведена модификация программного обеспечения в части возможности для пользователя портала прослушивать текст, и затем осуществлять его ввод в текстовое поле - аудио-CAPTCHA, чтобы обеспечить соответствие интерфейса требованиям доступности для всех пользователей, включая людей с инвалидностью, были созданы расширенные фильтры поиска доступных мест для людей с инвалидностью на портале ticket.rzd.ru.
В мобильном приложении «РЖД Пассажирам» (ЕКМП) реализован раздел помощи маломобильным пассажирам, возможность оформления заявки на сопровождение и оказание помощи на вокзалах и остановочных пунктах.
4. Одна из компаний Субхолдинга, ООО «РЖД-ТехСервис», успешно оказывает услуги по техническому обслуживанию подъемных платформ для маломобильных групп населения на Павелецком вокзале Московской РДЖВ, а также на вокзалах Северо-Кавказской РДЖВ: Олимпийский Парк, Роза Хутор, Сочи, Ростов-Главный, Минеральные Воды, Краснодар, Анапа, Лоо, Гудермес, Тоннельная.
Намерения ООО «РЖД-Технологии» в области реализации инклюзивных практик:
1. Содействовать созданию лучшего качества жизни через инновационные технологии, подходы и партнерства, предлагающие новые возможности для равного участия в жизни общества, экономических процессов и самореализации;
2. Развивать комфортную, равноправную и безопасную среду через внедрение инклюзивных технологических решений в культурное пространство, образование и трудоустройство;
3. Создавать новые возможности для переосмысления проблематики и реализации положений Конвенции по правам инвалидов через коммуникационные кампании, просветительские программные и практики, вдохновляющие на системные изменения в обществе.
4. Усилить ИТ-решения для получения дистанционного образования, расширить образовательно-просветительские программы, направленные на преодоления цифрового неравенства.
В частности, в рамках всех вышеперечисленных пунктов, планируется к реализации в 2023 году на базе ЕКМП:
• развитие навигации по железнодорожным вокзалам для пассажиров с инвалидностью, в том числе доработка для использования инвалидами по зрению;
• развитие функциональности обратной связи пассажиров с контактной службой Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» (ЦСМ РЖД)
Кроме того, планируется в трехлетней перспективе сделать более доступным и комфортным для людей с ограниченными возможностями или инвалидностью туристические и дополнительные («небилетные») сервисы и услуги, в частности развитие в рамках «Единой туристической цифровой платформы ОАО «РЖД» (ЕТЦП) следующих возможностей:
• адаптация интерфейсов сайта и мобильного приложения для слабовидящих (и других категорий туристов с ограниченными возможностями здоровья); • чат с видеоконсультацией на русском жестовом языке на сайте и в мобильном приложении; • внедрение технологий компьютерного озвучивания текста; • бронирование услуг сопровождения и оказания помощи в аэропортах, на вокзалах, туристических центрах и др.; • обозначение на картографических сервисах залов ожидания в аэропортах и на железнодорожных вокзалах для маломобильных пассажиров и маршрутов к ним; • сервис поиска сопровождающего для туристической поездки; • выбор и оплата путевок в санаторно-курортные учреждения, детские спортивные и оздоровительные учреждения (лагеря) без предъявления бумажных документов на сайте и в мобильном приложении; • сервис покупки билетов в музей, театры и на мероприятия с доступной средой; • предоставление выбора и возможности бронирования туристических продуктов на железнодорожном транспорте, круизов, туров, впечатлений и экскурсии:
- для людей с поражением опорно-двигательного аппарата и для неслышащих; - для незрячих; - инклюзии.
• параметризация туристических предложений с возможностью фильтрации при выборе продуктов, представленных на ЕТЦП; • создание мультимедийного контента для туристов с ограниченными возможностями (гиды, адаптированные карты); • туристические маршруты, адаптированные для туристов с ограниченными возможностями; • тексто-графический контент, помогающий людям с ограниченными возможностями организовать туристическую поездку.
Сроки реализации проекта: Национальный инклюзивный договор подписывается сроком на 1 год.