ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее – ИРОСО) в рамках своей уставной деятельности, на основе «Плана мероприятий (дорожной карты) по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на долгосрочный период (до 2030 года) в Сахалинской области» № 3.12-439-р (от 30.03.2023), а также запроса от ОО Сахалинской области для разных ступеней образования (дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование) решает ряд задач по методическому сопровождению педагогических работников Сахалинской области, повышению уровня их профессиональных компетенций в вопросах инклюзивного образования.
2. Инклюзивная деятельность.
Ранее в ИРОСО были проведены следующие мероприятия:
1) Реализация курсов повышения квалификации. В 2023 году кафедрой педагогики и психологии реализовано 10 ДПП ПК по вопросам инклюзии и сопровождению детей с ОВЗ (с разными нозологиями) в образовательных организациях, а именно:
· ДПП ПК «Разработка адаптированных программ в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (УО) интеллектуальными нарушениями (ИН)» (26 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников и обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (24 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ в инклюзивном и специальном образовании: технологии реализации» (26 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Организация образовательно-воспитательной работы в ДОО в условиях инклюзивного образования» (62 ч., очно-заочная форма);
· ДПП ПК «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
в ДОУ» (26 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Разработка адаптированных программ в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (УО) интеллектуальными нарушениями (ИН)» (26 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк) в образовательных организациях» (16 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Теория и практика профориентационной работы с обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (18 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)» (18 ч., очная форма);
· ДПП ПК «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
в основной школе» (32 ч., очная форма).
2) Реализация семинаров по данной тематике с учетом запроса от ОО Сахалинской области. В 2023 году кафедрой педагогики и психологии проведен семинар «Особенности личностного развития детей с ОВЗ на разных возрастных этапах и их учет в психолого-педагогическом сопровождении на уровне основного общего образования»;
3) На сайте Института создана информационно-методическая вкладка «Инклюзивное образование», включающая в себя разделы: нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование; информационно-методическое обеспечение инклюзивного образования; методические материалы по инклюзивному образованию (включая методические рекомендации, разработанные преподавателями Института) https://iroso.sakhalin.gov.ru/sistemnoe-menju/104-content.html
4) Проводится регулярное консультирование педагогических работников Сахалинской области по вопросам в области инклюзии.
5) В рамках, проводимых Институтом научно-практических конференций организуются отдельные секции по обсуждению проблем инклюзивного образования
и возможностей их решения.
3. Намерения.
Данная работа будет продолжена Институтом в следующих аспектах:
1) Организация и проведение курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров, консультаций для педагогических работников Сахалинской области, направленных на преодоление дефицитов в системе инклюзивного образования региона.
2) Формирование банка лучших практик в области инклюзивного образования.
3) Формирование регионального реестра специалистов в области инклюзивного образования.
4) Проведение секций по обсуждению вопросов в области инклюзии в рамках организации научно-практических конференций.