Национальный инклюзивный договор
1. О компании
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (СГУ), основанный в 1909 году, – один
из старейших и ведущих научно-образовательных центров России. СГУ обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии региона, широко вовлечён в международное образовательное и научное пространство. С 2010 года университет имеет статус национально-исследовательского, с 2021 года
в результате победы в конкурсе входит в федеральную программу «Приоритет 2030».
Саратовский университет ведёт подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по значительному перечню направлений
и специальностей на всех уровнях высшего образования, а также среднего профессионального образования, выступает ключевым элементом взаимодействия вузовской, академической, отраслевой науки и крупных промышленных предприятий, действующих на территории Саратовской области.
Вместе с тем в университете создана и поступательно реализуется система социальной поддержки обучающихся посредством проведения мероприятий социального характера, оказания адресной материальной помощи, решения вопросов, связанных с организацией медицинского обслуживания, организации проживания
в студенческих общежитиях, оказания психологической помощи и содействия трудоустройству.
Социальная поддержка оказывается всем обучающимся Саратовского университета, однако особое сопровождение обеспечивается студентам
с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Активно включаясь
в формирование инклюзивного образовательного пространства на территории Российской Федерации и мировую повестку понимания инклюзивной культуры как важного принципа человекоориентированного образовательного процесса, вуз решает разные задачи. Координатором этих задач в системе вузовского инклюзивного образования выступает Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, обеспечивающий, прежде всего, оптимальный процесс интеграции
в образовательную среду вуза и социализации каждого студента, что предполагает
не только формирование толерантной социокультурной среды, но и консультативную психологическую поддержку, вовлечение студентов с инвалидностью в социально значимые проекты, в деятельность Регионального волонтёрского центра «Абилимпикс» СГУ.
Система интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ в вузовское пространство поливариантна и поэтапно организована с учётом особенностей возрастной категории, запросов, потребностей, возможностей. Так, для абитуриентов с инвалидностью, их родителей и законных представителей проводятся вебинары по вопросам поступления в Саратовский университет, персональные консультации. Важной частью формирования толерантной социокультурной среды является студенческие инициативы, среди которых – проект «Доступный университет», организованный студенческим активом вуза для проведения профориентационных встреч
в доверительном формате. В процессе сопровождения уже поступивших инвалидов
и лиц с ОВЗ помогают члены студенческого волонтёрского движения «Абилимпикс».
В университете создана агрегированная психологическая служба, организующая консультации и циклы тренингов по социальной адаптации в образовательной среде студентов-первокурсников в инклюзивных группах.
Важным принципом организации инклюзивного образования является обеспечение безбарьерной среды через образовательную, информационную
и архитектурную доступность, реализующиеся с учётом опыта работы со студентами разных нозологических групп.
СГУ сегодня – это университет, активно интегрирующий образование, науку, молодежную политику и социальную поддержку, доступные для всех категорий обучающихся.
Вклад университета в развитие инклюзивного образования осуществляется через подготовку уникальных специалистов для общества равных возможностей,
не зависящих от психофизических особенностей его членов.
В настоящее время СГУ является единственным вузом региона, реализующим образовательные программы высшего образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Профессиональное образование осуществляется
по 6 профилям бакалавриата и 3 профилям магистратуры.
Выпускники-бакалавры овладевают компетенциями в области обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся
с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости (профиль «Олигофренопедагогика»), с нарушениями слуха; педагогического сопровождения реализации образовательных маршрутов обучающихся с нарушениями слуха (профиль «Сурдопедагогика»), зрения (профиль «Тифлопедагогика»),
с различными формами речевого дизонтогенеза (профиль «Логопедия»); способны оказывать психолого-педагогическую помощь субъектам образовательного процесса, организованного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), а также иных обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; предоставлять психологические услуги в социальной сфере, оказывать психологическую помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (профиль «Специальная психология»), осуществлять коррекционно-развивающее воздействие, обучение
и воспитание дошкольников с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических, речевых и индивидуальных особенностей.
Магистры, получившие образование по профилю «Психологическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», способны решать профессиональные задачи по организации и оказанию психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по разработке программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ; по проектированию и предоставлению психологических услуг в социальной сфере, организации реабилитационной помощи уязвимым категориям населения.
Выпускники профиля «Дефектология» (магистратура) способны планировать и осуществлять образовательный и коррекционно-развивающий процесс для обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее - ООП), проводить учебные, коррекционно-развивающие занятия, воспитательные мероприятия, разрабатывать и реализовывать адаптированные общеобразовательные программы, специальные индивидуальные программы развития; проводить научные исследования по проблемам диагностики и коррекции нарушений развития.
Магистры-логопеды реализуют коррекционное обучение и воспитание детей с различными формами нарушений речи, осуществляют научно-исследовательскую деятельность по проблемам речевого развития.
Таким образом, выпускники СГУ осуществляют на профессиональном уровне психолого-педагогическое сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп на разных этапах жизненного цикла в процессе образования, социализации, социальной адаптации и интеграции.
Эффективной практике в системе подготовки обучающихся способствует работа кафедры реабилитационных технологий СГУ на базе ГАУ СО «ЦАРИ». Обучаясь в вузе, студенты получают ценный опыт работы с людьми с инвалидностью, проходящими реабилитацию в Государственном автономном учреждении Саратовской области «Центр адаптации и реабилитации инвалидов». Кроме того, усилиями кафедры осуществляется активное вовлечение студентов в реализацию социально направленных проектов и мероприятий, способствующих формированию инклюзивной культуры в обществе (научные исследования и социально значимые проекты, хакатоны, мастер-классы, обучающие семинары и др.). Активно проводится профориентационная работа: знакомство с лучшими практиками реабилитации людей с инвалидностью. Появляются новые форматы и формы работы со студентами, в частности в текущем учебном году старт получила реализация модуля «Обучение служением» (проект «Организация занятости выходного дня людей с ОВЗ»).
Повышение качества высшего образования для студентов с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достигается благодаря работе Лаборатории инклюзивного обучения СГУ, которая оснащена специальными техническими средствами обучения, позволяющими студентам с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата получать учебную информацию в адаптированных форматах. Лаборатория осуществляет информационно-методическую поддержку образования студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в СГУ: распечатку учебных материалов укрупненным шрифтом, рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля, подготовку учебных материалов в электронном текстовом и аудиоформатах, доступных для использования слепыми и слабовидящими студентами. Одновременно ведется обучение студентов с нарушениями зрения использованию тифлотехнического оборудования и программ невизуального доступа. На базе Лаборатории выполняется комплексное исследование возможностей регуляции эмоциональных состояний студентов с ограниченными возможностями здоровья с помощью технологии биологической обратной связи (БОС).
В Саратовском университете открыт научно-методический центр психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, занимающийся проведением фундаментальных и прикладных исследований в области разработки нового содержания, методов и инновационных технологий коррекционно-педагогического воздействия на детей с особенностями в развитии.
Использование современного оборудования представляет возможность реализации научных исследований в области инклюзивного образования, создает основу для выявления особенностей визуализации при восприятии человеком различных стимулов, формирования и развития когнитивных функций особого ребенка, сенсорной интеграции, формирования навыков самоконтроля и саморегуляции, речевых и коммуникативных возможностей, значимых для успешной академической адаптации.
На базе Центра реализованы исследовательский проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», поддержанный грантом РФФИ, государственное задание по теме «Академическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В ходе научно-исследовательской работы, проводимой Центром поддержки семей, разработаны и валидизированы методики диагностики изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности, а также академической адаптации обучающихся с ОВЗ.
Специфику деятельности центра можно определить, как формирование новой «культуры поддержки» семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, через взаимодействие с «родительскими» НКО, привлечение заинтересованных специалистов и студентов-волонтеров.
Деятельность центра, с одной стороны, тесно связана с образовательным процессом, так как на материалах исследований базируются разработки профильных педагогических дисциплин. С другой стороны, центр является важным проводником идей инклюзивного образования и инклюзивной культуры в регионе, так как осуществляет консультирование родителей, работает с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе экосистемы инклюзивного вузовского образования лежит человекоориентированный подход к организации интеграции студента в образовательную среду вуза. Важными аспектами этой деятельности являются социализация студентов, развитие личностных и профессиональных качеств.
Включение в университетский социум обучающихся с особыми потребностями проводится посредством созданной в СГУ системы психологического и социально-педагогического сопровождения. Индивидуальный подход на всех этапах обучения позволяет не только развить необходимые профессиональные навыки у лиц с инвалидностью, но и раскрыть психологические особенности личности, совершенствовать soft skills, экстрабилити. Таким образом выстраивается индивидуальная траектория профессионального и личностного развития для каждого студента в зависимости от его возможностей, способностей и особенностей нозологической категории.
В учебные планы основных образовательных программ включены адаптационные дисциплины для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью в СГУ. Ежегодно реализуются программы повышения квалификации по инклюзивному высшему образованию для профессорско-преподавательского состава.
Большую роль в формировании экосистемы играют студенческие объединения вуза. Так, среди многочисленных направлений волонтёрства особую роль в СГУ играет инклюзивное добровольческое движение. Популяризация культуры инклюзии среди студентов, включения в жизнь общества всех граждан независимо от их возможностей, способствует повышению морального уровня общества в целом. Реализация инклюзивных проектов совместно с некоммерческими организациями Саратова позволяет студентам открыть в себе новые таланты и возможности личностного развития, способствует профессиональной ориентации.
К региональному волонтёрскому центру «Абилимпикс» СГУ, действующему уже 7 лет, присоединились более 500 человек, многие из которые стали успешными специалистами в том числе в сфере инклюзивного образования. Для сопровождения мероприятий волонтеры обучаются по специально разработанной в СГУ программе по основам сопровождения лиц с инвалидностью различных нозологий. Волонтеры «Абилимпикс» – это сообщество молодых людей, не равнодушных к проблемам инвалидов, люди с социально ответственной позицией, способствующие развитию инклюзивного общества.
2. Намерения в области создания доступной среды
Совершенствование инклюзивного образования:
- Приём на обучение по программам высшего образования и среднего профессионального образования около 40 человек (ежегодно) из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- разработка и реализация научно-образовательного практикума по академической адаптации обучающихся с ОВЗ и хроническими заболеваниями для повышения профессиональной компетенции молодых педагогов и формирования специальной компетенции будущих педагогов, педагогов-психологов и дефектологов образовательных учреждений в области сопровождения академической адаптации обучающихся с ОВЗ и хроническими заболеваниями;
- сохранение высокого уровня подготовки специалистов, востребованных в инклюзивном обществе, с внедрением инновационных технологий и методов обучения;
- пополнение и обновление технической базы лаборатории инклюзивного обучения;
- адаптация учебных пособий для студентов с особыми образовательными потребностями;
- содействие формированию инклюзивной культуры в образовательной среде.
Наукоориентированный подход к формированию инклюзивной среды:
1. О компании
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (СГУ), основанный в 1909 году, – один
из старейших и ведущих научно-образовательных центров России. СГУ обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии региона, широко вовлечён в международное образовательное и научное пространство. С 2010 года университет имеет статус национально-исследовательского, с 2021 года
в результате победы в конкурсе входит в федеральную программу «Приоритет 2030».
Саратовский университет ведёт подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по значительному перечню направлений
и специальностей на всех уровнях высшего образования, а также среднего профессионального образования, выступает ключевым элементом взаимодействия вузовской, академической, отраслевой науки и крупных промышленных предприятий, действующих на территории Саратовской области.
Вместе с тем в университете создана и поступательно реализуется система социальной поддержки обучающихся посредством проведения мероприятий социального характера, оказания адресной материальной помощи, решения вопросов, связанных с организацией медицинского обслуживания, организации проживания
в студенческих общежитиях, оказания психологической помощи и содействия трудоустройству.
Социальная поддержка оказывается всем обучающимся Саратовского университета, однако особое сопровождение обеспечивается студентам
с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Активно включаясь
в формирование инклюзивного образовательного пространства на территории Российской Федерации и мировую повестку понимания инклюзивной культуры как важного принципа человекоориентированного образовательного процесса, вуз решает разные задачи. Координатором этих задач в системе вузовского инклюзивного образования выступает Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, обеспечивающий, прежде всего, оптимальный процесс интеграции
в образовательную среду вуза и социализации каждого студента, что предполагает
не только формирование толерантной социокультурной среды, но и консультативную психологическую поддержку, вовлечение студентов с инвалидностью в социально значимые проекты, в деятельность Регионального волонтёрского центра «Абилимпикс» СГУ.
Система интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ в вузовское пространство поливариантна и поэтапно организована с учётом особенностей возрастной категории, запросов, потребностей, возможностей. Так, для абитуриентов с инвалидностью, их родителей и законных представителей проводятся вебинары по вопросам поступления в Саратовский университет, персональные консультации. Важной частью формирования толерантной социокультурной среды является студенческие инициативы, среди которых – проект «Доступный университет», организованный студенческим активом вуза для проведения профориентационных встреч
в доверительном формате. В процессе сопровождения уже поступивших инвалидов
и лиц с ОВЗ помогают члены студенческого волонтёрского движения «Абилимпикс».
В университете создана агрегированная психологическая служба, организующая консультации и циклы тренингов по социальной адаптации в образовательной среде студентов-первокурсников в инклюзивных группах.
Важным принципом организации инклюзивного образования является обеспечение безбарьерной среды через образовательную, информационную
и архитектурную доступность, реализующиеся с учётом опыта работы со студентами разных нозологических групп.
СГУ сегодня – это университет, активно интегрирующий образование, науку, молодежную политику и социальную поддержку, доступные для всех категорий обучающихся.
Вклад университета в развитие инклюзивного образования осуществляется через подготовку уникальных специалистов для общества равных возможностей,
не зависящих от психофизических особенностей его членов.
В настоящее время СГУ является единственным вузом региона, реализующим образовательные программы высшего образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Профессиональное образование осуществляется
по 6 профилям бакалавриата и 3 профилям магистратуры.
Выпускники-бакалавры овладевают компетенциями в области обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся
с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости (профиль «Олигофренопедагогика»), с нарушениями слуха; педагогического сопровождения реализации образовательных маршрутов обучающихся с нарушениями слуха (профиль «Сурдопедагогика»), зрения (профиль «Тифлопедагогика»),
с различными формами речевого дизонтогенеза (профиль «Логопедия»); способны оказывать психолого-педагогическую помощь субъектам образовательного процесса, организованного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), а также иных обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; предоставлять психологические услуги в социальной сфере, оказывать психологическую помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (профиль «Специальная психология»), осуществлять коррекционно-развивающее воздействие, обучение
и воспитание дошкольников с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических, речевых и индивидуальных особенностей.
Магистры, получившие образование по профилю «Психологическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», способны решать профессиональные задачи по организации и оказанию психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по разработке программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ; по проектированию и предоставлению психологических услуг в социальной сфере, организации реабилитационной помощи уязвимым категориям населения.
Выпускники профиля «Дефектология» (магистратура) способны планировать и осуществлять образовательный и коррекционно-развивающий процесс для обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее - ООП), проводить учебные, коррекционно-развивающие занятия, воспитательные мероприятия, разрабатывать и реализовывать адаптированные общеобразовательные программы, специальные индивидуальные программы развития; проводить научные исследования по проблемам диагностики и коррекции нарушений развития.
Магистры-логопеды реализуют коррекционное обучение и воспитание детей с различными формами нарушений речи, осуществляют научно-исследовательскую деятельность по проблемам речевого развития.
Таким образом, выпускники СГУ осуществляют на профессиональном уровне психолого-педагогическое сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп на разных этапах жизненного цикла в процессе образования, социализации, социальной адаптации и интеграции.
Эффективной практике в системе подготовки обучающихся способствует работа кафедры реабилитационных технологий СГУ на базе ГАУ СО «ЦАРИ». Обучаясь в вузе, студенты получают ценный опыт работы с людьми с инвалидностью, проходящими реабилитацию в Государственном автономном учреждении Саратовской области «Центр адаптации и реабилитации инвалидов». Кроме того, усилиями кафедры осуществляется активное вовлечение студентов в реализацию социально направленных проектов и мероприятий, способствующих формированию инклюзивной культуры в обществе (научные исследования и социально значимые проекты, хакатоны, мастер-классы, обучающие семинары и др.). Активно проводится профориентационная работа: знакомство с лучшими практиками реабилитации людей с инвалидностью. Появляются новые форматы и формы работы со студентами, в частности в текущем учебном году старт получила реализация модуля «Обучение служением» (проект «Организация занятости выходного дня людей с ОВЗ»).
Повышение качества высшего образования для студентов с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достигается благодаря работе Лаборатории инклюзивного обучения СГУ, которая оснащена специальными техническими средствами обучения, позволяющими студентам с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата получать учебную информацию в адаптированных форматах. Лаборатория осуществляет информационно-методическую поддержку образования студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в СГУ: распечатку учебных материалов укрупненным шрифтом, рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля, подготовку учебных материалов в электронном текстовом и аудиоформатах, доступных для использования слепыми и слабовидящими студентами. Одновременно ведется обучение студентов с нарушениями зрения использованию тифлотехнического оборудования и программ невизуального доступа. На базе Лаборатории выполняется комплексное исследование возможностей регуляции эмоциональных состояний студентов с ограниченными возможностями здоровья с помощью технологии биологической обратной связи (БОС).
В Саратовском университете открыт научно-методический центр психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, занимающийся проведением фундаментальных и прикладных исследований в области разработки нового содержания, методов и инновационных технологий коррекционно-педагогического воздействия на детей с особенностями в развитии.
Использование современного оборудования представляет возможность реализации научных исследований в области инклюзивного образования, создает основу для выявления особенностей визуализации при восприятии человеком различных стимулов, формирования и развития когнитивных функций особого ребенка, сенсорной интеграции, формирования навыков самоконтроля и саморегуляции, речевых и коммуникативных возможностей, значимых для успешной академической адаптации.
На базе Центра реализованы исследовательский проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», поддержанный грантом РФФИ, государственное задание по теме «Академическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В ходе научно-исследовательской работы, проводимой Центром поддержки семей, разработаны и валидизированы методики диагностики изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности, а также академической адаптации обучающихся с ОВЗ.
Специфику деятельности центра можно определить, как формирование новой «культуры поддержки» семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, через взаимодействие с «родительскими» НКО, привлечение заинтересованных специалистов и студентов-волонтеров.
Деятельность центра, с одной стороны, тесно связана с образовательным процессом, так как на материалах исследований базируются разработки профильных педагогических дисциплин. С другой стороны, центр является важным проводником идей инклюзивного образования и инклюзивной культуры в регионе, так как осуществляет консультирование родителей, работает с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе экосистемы инклюзивного вузовского образования лежит человекоориентированный подход к организации интеграции студента в образовательную среду вуза. Важными аспектами этой деятельности являются социализация студентов, развитие личностных и профессиональных качеств.
Включение в университетский социум обучающихся с особыми потребностями проводится посредством созданной в СГУ системы психологического и социально-педагогического сопровождения. Индивидуальный подход на всех этапах обучения позволяет не только развить необходимые профессиональные навыки у лиц с инвалидностью, но и раскрыть психологические особенности личности, совершенствовать soft skills, экстрабилити. Таким образом выстраивается индивидуальная траектория профессионального и личностного развития для каждого студента в зависимости от его возможностей, способностей и особенностей нозологической категории.
В учебные планы основных образовательных программ включены адаптационные дисциплины для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью в СГУ. Ежегодно реализуются программы повышения квалификации по инклюзивному высшему образованию для профессорско-преподавательского состава.
Большую роль в формировании экосистемы играют студенческие объединения вуза. Так, среди многочисленных направлений волонтёрства особую роль в СГУ играет инклюзивное добровольческое движение. Популяризация культуры инклюзии среди студентов, включения в жизнь общества всех граждан независимо от их возможностей, способствует повышению морального уровня общества в целом. Реализация инклюзивных проектов совместно с некоммерческими организациями Саратова позволяет студентам открыть в себе новые таланты и возможности личностного развития, способствует профессиональной ориентации.
К региональному волонтёрскому центру «Абилимпикс» СГУ, действующему уже 7 лет, присоединились более 500 человек, многие из которые стали успешными специалистами в том числе в сфере инклюзивного образования. Для сопровождения мероприятий волонтеры обучаются по специально разработанной в СГУ программе по основам сопровождения лиц с инвалидностью различных нозологий. Волонтеры «Абилимпикс» – это сообщество молодых людей, не равнодушных к проблемам инвалидов, люди с социально ответственной позицией, способствующие развитию инклюзивного общества.
2. Намерения в области создания доступной среды
Совершенствование инклюзивного образования:
- Приём на обучение по программам высшего образования и среднего профессионального образования около 40 человек (ежегодно) из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- разработка и реализация научно-образовательного практикума по академической адаптации обучающихся с ОВЗ и хроническими заболеваниями для повышения профессиональной компетенции молодых педагогов и формирования специальной компетенции будущих педагогов, педагогов-психологов и дефектологов образовательных учреждений в области сопровождения академической адаптации обучающихся с ОВЗ и хроническими заболеваниями;
- сохранение высокого уровня подготовки специалистов, востребованных в инклюзивном обществе, с внедрением инновационных технологий и методов обучения;
- пополнение и обновление технической базы лаборатории инклюзивного обучения;
- адаптация учебных пособий для студентов с особыми образовательными потребностями;
- содействие формированию инклюзивной культуры в образовательной среде.
Наукоориентированный подход к формированию инклюзивной среды:
Разработка и апробация инновационных технологий сопровождения инклюзивных процессов в обществе на базе Саратовского университета;
- проведение научных исследований и выявление факторов, определяющих успешность инклюзии для всех участников образовательного процесса;
- создание обобщенной модели адаптации и самоопределения в инклюзивном пространстве обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- тиражирование в академическом сообществе методов и методик диагностики и изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности;
- тиражирование практик СГУ в области академической адаптации обучающихся с ОВЗ.
Обеспечение информационной доступности для лиц с инвалидностью:
- проведение научных исследований и выявление факторов, определяющих успешность инклюзии для всех участников образовательного процесса;
- создание обобщенной модели адаптации и самоопределения в инклюзивном пространстве обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- тиражирование в академическом сообществе методов и методик диагностики и изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности;
- тиражирование практик СГУ в области академической адаптации обучающихся с ОВЗ.
Обеспечение информационной доступности для лиц с инвалидностью:
- Актуализация информации о доступной среде СГУ на сайте www.sgu.ru;
- разработка видеопаспортов доступности объектов университета;
-медиапродвижение лучших практик СГУ в области инклюзивного обучения и социальной адаптации лиц с ОВЗ.
Внедрение культуры инклюзии:
- Развитие системы эффективной социальной интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ через построение индивидуальной траектории личностного развития (раскрытие психологических особенностей личности, развитие экстрабилити, hard и soft skills на базе образовательных, научных и прочих структур университета;
- динамическое продвижение инклюзивного добровольчества в общественную жизнь Саратова (популяризация культуры инклюзии среди молодёжи и студентов, развитие добровольческого движения «Абилимпикс», реализация социальных проектов путём коллаборации с НКО г. Саратова и Саратовской области);
- синергия различных форм, методов, технологий в области инклюзивного обучения и социальной адаптации студентов, а также различных участников образовательного и воспитательного процесса (НПР, кураторы, сотрудники социальных и инклюзивных центров, участники студотрядов и молодежных офисов) в целях трансформации общественного сознания и привлечения внимания к проблемам инклюзии.
3. Сроки реализации намерений: 2023 – 2025 гг.
4. География реализации: Саратовская область, г. Саратов
- разработка видеопаспортов доступности объектов университета;
-медиапродвижение лучших практик СГУ в области инклюзивного обучения и социальной адаптации лиц с ОВЗ.
Внедрение культуры инклюзии:
- Развитие системы эффективной социальной интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ через построение индивидуальной траектории личностного развития (раскрытие психологических особенностей личности, развитие экстрабилити, hard и soft skills на базе образовательных, научных и прочих структур университета;
- динамическое продвижение инклюзивного добровольчества в общественную жизнь Саратова (популяризация культуры инклюзии среди молодёжи и студентов, развитие добровольческого движения «Абилимпикс», реализация социальных проектов путём коллаборации с НКО г. Саратова и Саратовской области);
- синергия различных форм, методов, технологий в области инклюзивного обучения и социальной адаптации студентов, а также различных участников образовательного и воспитательного процесса (НПР, кураторы, сотрудники социальных и инклюзивных центров, участники студотрядов и молодежных офисов) в целях трансформации общественного сознания и привлечения внимания к проблемам инклюзии.
3. Сроки реализации намерений: 2023 – 2025 гг.
4. География реализации: Саратовская область, г. Саратов