Декларируя принципы инклюзивности общества, мы не всегда обеспечиваем их реализацию. Это связано с неготовностью социума, общественных институтов, технологии и специалистов. Образование – один из основных блоков в построении фундамента инклюзивного общества. В системе образования закладывается отношение человека к инклюзивному обществу. Инклюзивное образование в России отстает от лучших мировых стандартов. Сегрегационная система коррекционного образования для детей с РАС и другими особенностями развития продолжает оставаться основной в нашей стране. Министерство образования не препятствует развитию инклюзивных школ, но все централизованные инвестиции направляются в развитие коррекционного образования. Развитие инклюзивного образования детей с РАС осуществляется за счет грантов, средств НКО и родителей.
Центр проблем аутизма – одно из ведущих НКО в России, развивающих модель инклюзии. В результате многолетней работы по разработке и внедрению инновационной модели на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсного класса, эта модель с хорошей скоростью стала распространяться по школам нашей страны. Само понятие ресурсного класса вошло в обычный оборот образовательного пространства и стало использоваться в официальных нормативах РФ.
Инклюзивная деятельность
Технология инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную среду «Ресурсный класс» разработана Центром проблема аутизма в 2010 году и внедрена с 2013 года в ГБОУ «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» г. Москвы. Наш проект школьной инклюзии нацелен на внедрение и развитие модели инклюзии детей с РАС на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны.
Модель школьной инклюзии «ресурсный класс» с самого начала привлекла внимание родителей детей с РАС, которые хотели реализовать ее для обучения своих детей. Модель стала активно распространяться по стране, и ЦПА с готовностью делился опытом в этом направлении, предоставляя консультации, методические рекомендации и помощь «в ручном режиме».
Чтобы сделать эту поддержку более системной в 2015 году мы запустили курс повышения квалификации «Включи меня!», который с тех пор проводится ежегодно. На курсе проводится обучение специалистов образовательной среды: администраторов, учителей, воспитателей, специальных педагогов, тьюторов. Также есть специальный модуль для родителей, которые являются важной стороной инклюзии. В рамках этого курса слушатели в значительном академическом объеме, подробно и с практикой узнают все детали модели и все необходимые стороны ее реализации.
В 2018 году мы запустили проект «Инклюзивный наблюдатель», в рамках которого по запросу школ, НКО, родительских групп, ресурсно-тьюторских служб можно получить комплексный пакет организационного и методического сопровождения. Эта работа оказалась необходима, так как даже грамотные, обученные на курсе «Включи меня!» специалисты, сталкивались с трудностями на этапе переноса теории в реалии конкретной школы.
Важную поддержку процессу распространения модели «ресурсный класс» по стране оказал наш проект «Инклюзивное образование: в согласии с законом». Мы провели анализ существующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение модели школьной инклюзии для детей с аутизмом и нарушением нейроразвития и регулирующей развитие инклюзивного образования в нашей стране, и предприняли усилия для приведения ее в соответствие с успешной и доказательно-эффективной практикой реализации инклюзии. Было подготовлено альтернативное содержание ряда документов, предприняты действия по внесению изменений в ряд документов посредством различных форм взаимодействия с властью и обществом (СМИ, рабочие группы, ведомственные заседания, круглые столы в рамках профильных конференций, доклады в профильном Экспертном совете при Министерстве образования и науки).
Намерения
Мы планируем продолжать работу по проектам, связанных со школьной инклюзией:
Продолжение обучения включенных в школу №1465 г. Москвы учеников с РАС по всем ступеням школьного образования. В настоящий момент включается 21 ребенок от 5 до 16 лет с ментальной инвалидностью.
Распространение опыта на большее количество российских школ. В частности, модель инклюзии «Ресурсный класс» тщательно описана и принята на платформу «Смартека» для ее более технологичного распространения. Организационно-методическая поддержка оказана уже 33 школам.
Профессионализация педагогической среды за счет расширения программ профессиональной переподготовки на основе научно-доказательных педагогических и психологических практик. По программе "Включи меня!" уже обучено около 1000 человек.
Просветительская и пропагандистская деятельность, направленная на распространение принципов и ценностей инклюзивного образования. Уже написано более 500 статей и интервью, снято более 30 телесюжетов. ЦПА на регулярной основе сотрудничает с ведущими медиа. Постоянный партнер – портал Милосердие.Ру. Общая аудитория подписчиков в VK и Telegram, которыми управляет ЦПА - около 5 тыс, в других соцсетевых сообществах - около 10 тыс.
Также мы планируем работу по развитию инклюзивных практик в области дополнительного образования и спорта для детей и подростков с РАС:
Проект «Такой же другой»: модель предпрофессиональной подготовки и "особой" профориентации подростков с РАС. В рамках проекта уже 28 детей и подростков прошли диагностику и получили регулярные занятия по развитию предпрофессиональных навыков по индивидуальному маршруту, 15 подростков прошли курс интенсивной реабилитации в рамках летней программы.- П Проект «Аут-Бит»: направление научно-доказательного вмешательства при аутизме, основанное на перкуссионных занятиях с детьми и подростками с РАС с целью нейропсихологической коррекции и социокультурной интеграции. «Как красота в глазах смотрящего, так и отличие. Дело не в том, что дети с инвалидностью не имеют отличий. Дело в том, как это отличие воспринимается. Если с первого класса у обычных детей есть одноклассник с инвалидностью, то отличие последнего превращается в рутину. И дети действительно перестают видеть это отличие. Тут нет ни лицемерия, ни лукавства – просто отличие одноклассника уходит за пределы осознанности. В том и состоит ценность инклюзии, что в подлинно инклюзивном классе нет худших и лучших. Инклюзивный класс предполагает больше не соревновательный тип обучения, а командный.
Ни один белый американский школьник не воспринимает черную кожу афроамериканского одноклассника как особенность (хотя когда-то именно по этому признаку школьники в Америке сегрегировались). Сегодня цвет кожи не относится к признакам, требующим детского внимания и какой-то осознанности. И это не значит, во-первых, что черные дети воспринимаются как белые, а во-вторых, что те дети, которые не придают никакого значения цвету кожи своих одноклассников, лгут и лукавят. Это означает только одно: особость «ужасна» только с непривычки, особость обретает негативное значение только в отсутствии опыта и практики взаимодействия. Как только с раннего детства такой опыт имеется, особость одноклассника становится таким же нейтральным свойством, как чей-то рост, чей-то цвет волос или чьи-то веснушки».
Екатерина Мень, президент АНО «Центр проблем аутизма: